"Зеленая карта" - система международного автострахования

История возникновения "Зеленой карты" уходит в послевоенные годы. Система эта начала свою жизнь на территории европейских стран и Скандинавии с 1 января 1953 года. В послевоенной Европе уже можно было сравнительно спокойно пересекать на автомобиле границы разных государств. Но водители, будучи застрахованы в своей стране, попав в аварию на территории другой, оказывались в сложном положении. Так же, как и фирмы, их застраховавшие: ведь у каждого государства свои законы и свои правила. В 1946 году Комитет по вопросам транспорта Европейской экономической комиссии в Женеве создал рабочую группу дорожного транспорта. В ее задачу входили разработка и создание такой системы, которая обеспечила бы защиту пострадавших в дорожно-транспортном происшествии, если виновник ее иностранец, и наряду с этим освобождала автомобилистов, посещавших другие страны, от необходимости исполнять принятые там страховые предписания.

Такая система международного страхования автомобилистов была разработана и по сей день действует в большинстве стран Европы. Теперь, когда границы Европы открыты для жителей России, наши сограждане должны подчиняться общеевропейским нормам страхования. В чем они заключаются? Все помнят, что в былые годы в СССР можно было застраховать автомобиль, груз и жизнь. Но об ответственности перед "третьими лицами" речи не шло. Сегодня в России многие страховые организации берутся страховать "гражданскую ответственность". Суть ее в том, что в случае аварии все расходы по возмещению ущерба пострадавшему берет на себя тот, кто застраховал виновника ДТП. На практике это каждый видел в "западных" фильмах: столкнулись, вышли, огляделись, немного дали волю эмоциям, естественно, в рамках закона, обменялись визитками страховых фирм - и разъехались. Конечно, действительность прозаичнее кино. Неизбежно появление служителей порядка, чтобы зафиксировать происшествие. А значит, не всегда приятное общение с ними. Но это мелочи. Главное - страховая фирма берет на себя расходы, если вы помяли чью-то машину в ДТП. Причем делает она это именно так, как принято в стране, где у вас случилась авария.

Сегодня на территории России и некоторых стран СНГ единое для них, а тем более единое международное страхование отсутствует. Поэтому, выезжая за рубежи нашей Родины, автомобилисты должны приобрести "Зеленую карту", иначе их не пропустят в другое государство. Что же собой представляет обязательная международная страховка?

"Зеленая карта" действует исключительно в случае ДТП и служит для того, чтобы покрыть расходы лица, которому нанесен материальный, физический и моральный ущерб. Если же ваше четырехколесное сокровище побило градом, вдруг посыпавшимся из тучи, то тут "Зеленая карта" не поможет. Также она окажется бессильной и в случае (если это будет доказано, конечно) преднамеренных или злоумышленных ваших поступков. "Зеленая карта" не спасет ни при стихийных бедствиях, ни при пожарах, ни при начале ведения военных действий. Потому что она - не страховой полис, а документ, который подтверждает факт страховки ответственности владельца конкретного автотранспортного средства!

В разных странах действуют разные условия по обязательному страхованию гражданской ответственности автомобилистов. Например, в Бельгии, Франции, Ирландии, Люксембурге, Великобритании, Финляндии и Норвегии нет ограничения на покрытие расходов потерпевшей стороны за нанесение вреда здоровью или лишение жизни. Покрытие имущественного ущерба не ограничено в Бельгии и Люксембурге. Поэтому, даже если нанесенный вами ущерб другому автомобилю или его владельцу будет совершенно астрономическим, страховая фирма его возместит и вам не придется расплачиваться. В других государствах существуют лимиты, и, въезжая туда, стоит поинтересоваться, как действует там обязательная страховка.

Где и как купить "Зеленую карту"

В большинстве крупных городов приобрести ее можно в страховой фирме, которая занимается этим видом страхования. Но, если по какой-то причине это вам не удалось, не расстраивайтесь - ЗК продается непосредственно на границе, при этом на одном и том же таможенном переходе (например, Торфяновка на границе России и Финляндии под Петербургом) стоимость карты может разниться в зависимости от того, у какой фирмы вы ее приобретаете.

Минимальный срок действия "Зеленой карты" - 15 (пятнадцать) дней. Если вам предлагают приобрести этот документ на срок 1, 3, 5 дней, то стоит остеречься - скорее всего это "липа" (за исключением "Балтик Пул", которая действует в Литве, и за один день пребывания там вы платите один доллар, а потолок "покрытия" ущерба - ). Кстати, отечественные страховые компании не предлагают собственную ЗК - они продают "изделие" зарубежного производства, то есть выступают в роли посредника.

Если с вами произошел "страховой случай"

1. Никогда не отдавайте оригинал "Зеленой карты" кому бы то ни было - не имея ее на руках, все ваши объяснения и доказательства останутся только разговорами. Перед поездкой сделайте несколько ксерокопий ЗК, чтобы в случае необходимости отдать одну из них. Если же копии у вас все-таки нет - занесите в протокол номер вашей карты или попросите об этом полицейского. Этого должно быть достаточно для оформления документов.

2. Обязательно запишите координаты второго участника ДТП и номер его "Зеленой карты".

3. При составлении протокола о ДТП рядом со своей подписью напишите что-нибудь вроде: "Языка не знаю", "Язык не понимаю". Даже если вы и изучали язык в школе или в институте и для выбора покупок в "шопе" этого достаточно, то в экстремальной ситуации вы можете что-то не так понять и те, кто должен платить, могут воспользоваться этим, обвинив вас во всех смертных грехах. Так что лучше подстраховаться, тем более что адвоката своего у вас рядом не будет.

4. Обязательно требуйте копию протокола. Иногда на происшествие выезжает представитель страховой компании, но пусть это вас не успокаивает. Собирайте все бумаги и храните их. Иначе может случиться, что из-за какой-нибудь формальности вас не выпустят из страны, где произошло ДТП, до полного выяснения обстоятельств.

5. Если при разборе ДТП все прошло гладко, известите страховую компанию сами, пусть это будет на ломаном английском или немецком. Продемонстрируйте свое неравнодушие к делу. Не навязчиво, а так, чтобы ваш дорожный ангел-хранитель не забыл о вас.

6. И, наконец, последнее: просроченная "Зеленая карта" недействительна. Если по какой-то причине вы находились на территории страны фактически "незастрахованным", то в случае ДТП вам просто необходимо будет купить новую "Зеленую карту". Покидая "страну пребывания" с просроченной картой, вы также будете вынуждены ее купить, иначе вас не выпустят из страны.

Счастливого пути!

(c) http://www.turizm.ru