На Валдай за колокольчиком!

Поднять/опустить
рейтинг отчета

Всегда с нетерпением жду майские праздники. Во-первых, еще с детства остались воспоминания о чем-то радостном, красном и торжественном. А во-вторых, сейчас это несколько дней выходных. А поскольку на улице светит солнышко, то надо использовать это время с пользой.

На майские праздники 2008 года была поставлена скромная задача: съездить с дочкой на Валдай и привезти оттуда маленький звонкий валдайский колокольчик!

За несколько дней до выезда забронировали номер в мотеле на 392 км Ленинградского шоссе. Посчитал, что если ехать с ребенком, то для ночевки в палатке еще очень прохладные ночи.

День первый

И вот настал долгожданный день 1 Мая! Погода радовала солнышком. В этот раз состав экипажа был семейным: я, моя жена Оля, и наша дочка Настя (9 лет). Без приключений добрались до мотеля, где достаточно вкусно пообедали. Затем обустроились в уютном номере, с видом на… бензоколонку. Но это всего лишь придорожный отель, и большего от него мы не ждали. Гостиницы в городе надо бронировать заранее, да и стоимость жилья здесь меньше. А нам главное переночевать под крышей. До вечера оставалось совсем не много. Погода была такая чудесная, что ехать смотреть город Валдай совсем не хотелось.

По чистой случайности в этот же день и практически в этом же месте, проводился сбор клуба любителей автомобилей Шевроле Нива. И как приверженец этой машины и член клуба www.chevy-niva.ru, я решил посетить их лагерь. Оля развернула карты местности и приступила к штурманской работе. Развернувшись на шоссе, мы поехали по дороге на деревню Короцко. Через некоторое время свернули с нее, согласно легенде, и поехали по проселку, пересекли пару грязных луж, спустились с горочки к деревне Полосы. А дальше чуть ошиблись и двинулись не той дорогой. Но были быстро настигнуты местной Нивой, владелец которой нас спросил: «Вы случайно не едите туда, куда поехали такие же, как вы?» И объяснил нам нашу навигационную ошибку. Было очень приятно, что нам не дали заблудится. Еще через десять минут, спустивших с крутого косогора, мы увидели лагерь Шнивоводов. Участвовать в покатушках клуба, в этот раз, не входило в наши планы. И поэтому, пообщавшись с одноклубниками, с которыми был заочно знаком, мы направились в обратный путь, к нашему мотелю на Ленинградке. Несмотря на близко расположенное шоссе, через окно были слышны переливчатые соловьиные трели.

День второй

На следующий день, плотно позавтракав, выехали в Иверский монастырь. Иверский монастырь расположен на острове Валдайского озера. Вообще, Валдайское озеро достаточно необычно для средней полосы. Обычно озера в этих местах имеют плоское дно и достаточно мелководны. Но к этому озеру это не относится. Длина озера-10 км, ширина - до 7 км. Площадь озера - более 20 кв. км. Наибольшая глубина - 56 м. Озеро находится в глубокой впадине: 41% от общей его площади имеет глубину более 15 метров. Берега озера холмистые, довольно возвышенные. Много песчаных пляжей. Благодаря многочисленным родникам вода в озере чиста и очень прозрачна. Считается, что название озера, происходящее от финно-угорского "валда", означает "светлый, белый".

К монастырю ведет узкая, извилистая, но качественная, асфальтированная дорога. Сосны и невероятно небесного цвета вода создают необычайно светлое настроение. Дорога петляет сначала по полуострову, а затем по небольшому мостику переходит на остров.

Монастырь встретил нас колокольным звоном. И это не удивительно, шла пасхальная неделя. И именно в это время, каждый желающий может подняться на колокольню и сам возвестить праздничным колокольным звоном о Христовом Воскресении.

Иверский монастырь был основан новгородским митрополитом Никоном в 1653 году. Первой каменной постройкой монастыря стал Успенский собор (1656 г.), сохранившийся до наших дней. Его высота - 43 метра. Периметр монастыря (по стенам) - 1050 метров, площадь (в пределах стен) - 5,7 га. С 1991 года монастырь вновь стал действующим.

Осмотрев монастырь и посетив храм, мы поднялись на колокольню. С колокольни открывается потрясающий вид. Немного позвонив в колокола, мы покинули это чудесное и очень красивое место.

Но перед тем как покинуть монастырь мы зашли в местную книжную лавку, где у монаха купили буклет с описанием монастыря и… лист топографической карты O-36-XXII, стоимостью всего 30 рублей. Монах аккуратно свернул лист в трубочку и передал «свиток» мне. Мы еще не знали, что этот свернутый в трубочку лист бумаги чудесным образом изменит наш следующий день. Остаток дня мы посвятили осмотру городских достопримечательностей и пешим прогулкам по его центральным улицам.

Город не очень впечатлил меня. Надеялся увидеть больше древностей. Но все же, он очень милый. Пообедали в баре «Бавария», расположенном на центральной площади города. Кормят там вкусно и место уютное. Правда, народа там было уж очень много.

Недалеко от этого бара расположен музей «Уездного города». Прикоснулись там к истории города. Посмотрели на старинные предметы быта. Если честно, то музей посмотрели поверхностно. Для любителей истории, здесь есть на что посмотреть и что почитать, Выставлено много документов. Рассказывается об истории различных служб города, таких как пожарная часть, больница, школа. В разделе посвященном школе выставлена даже ученическая тетрадь позапрошлого века. Есть много разделов посвященных жизни известных людей, живших на Валдае в различное время.

Окунувшись в историю, мы продолжили наше знакомство с городом в музее колоколов. Возможно, читатель уже забыл, что целью поездки была покупка маленького звонкого валдайского колокольчика. Поэтому пропустить этот музей мы не могли.

Музей колоколов размещается в архитектурном памятнике XVIII столетия, путевой дворцовой церкви во имя Великомученицы Святой Екатерины, построенной по проекту Н. А. Львова для императрицы Екатерины II.

Никогда не видел так много колоколов собранных в одном месте. От древних до самых простых современных колокольчиков для рыбацкой снасти. К язычкам многих колоколов привязаны веревки, за которые посетители музея могут позвонить в них. У каждого колокола и даже маленького колокольчика свое неповторимое звучание. Если будете в городе, обязательно посетите это музей, не пожалеете!

Приобрести небольшой сувенирный колокольчик можно как в помещении самого музея, так и рядом с ним на улице. Вокруг музея всегда есть лотки, на которых продается всякая сувенирная продукция от чашек с изображением Иверского монастыря до магнитиков на холодильник.

Перезвонив во все музейные колокола, мы начали звонить в сувенирные колокольчики на развале, выбирая самый звонкий из них. Наконец все сувениры были закуплены и мы продолжили изучение города, просто гуляя по его улочкам.

С городской набережной открывается красивый вид на Иверский монастырь, расположенный на острове. Кстати, надо заметить, что с набережной монастыря также хорошо виден город. Нам рассказали, что в летние месяцы по озеру ходит трамвайчик. Но в первых числах мая навигация по озеру еще не началась. Закончили мы знакомство с городом поеданием мороженного в кафе «Урарта». Странно, но там мы были единственными посетителями. Поскольку кроме мороженного и минеральной воды мы ничего не заказывали, то плохого или хорошего о кафе сказать не могу.

Поскольку программа путешествия была выполнена, то мы задумались, чем же нам заняться до вечера. Поскольку в городе ничего интересного мы больше не нашли, то снова поехали по дороге в сторону монастыря чтобы, остановившись на живописном берегу озера устроить маленькое чаепитие. По дороге к монастырю есть места для стоянок на берегу. Но большинство из них уже были заняты. Удалось съехать только в месте крутого спуска, куда большинство машин ехать не спешили, рискуя не подняться назад. Попивая ароматный чай, можно часами созерцать красоту Валдайского озера. Чем мы и занимались до самого вечера.

На следующий день с утра мы планировали ехать в Москву. Но в руках у нас был свиток с картой! И мы начали разглядывать по ней окрестности Валдая. Тут было и озеро Шлино, о котором я был много наслышан, и много других интересных мест. Под действием опьяняющего звона колокольчиков, который слушали весь прошедший день, было принято решение не ехать домой по ленинградке… а поехать домой через… все «интересные места». Была выбрана новая цель поездки – село Жабны. В этом селе родился преподобный Нил Столобенский, чьи мощи хранятся в монастыре на озере Селигер. Мы часто бывали в этом монастыре, но вот до деревни, где родился преподобный, мы так не разу не добирались. И не удивительно, расположен он между городами Вышний Волочок и Осташков, вдали от основных дорог.

День третий.

Утром следующего дня мы заправили полный бак бензина и, свернув с ленинградки, снова повернули на дорогу в сторону деревни Короцко. Мы продолжили наш путь к озеру Шлино, преодолевая лужи и сильно разбитые участки на пониженной передаче. Машина стала чумазой, но уверенно справлялась с поставленной перед ней задачей.

Доехав до развилки дорог, мы немного потерялись и выбрали не совсем верное направление, которое быстро привело нас к каким-то невероятно большим разрушенным сооружениям, на фоне которых, наша машина стала казаться маленькой букашкой. И тут у меня в памяти всплыла фотография с интернет сайта, на котором рассказывалось о брошенном военными, стартовом комплексе межконтинентальных ядерных ракет. Это место еще называют – «Логово Сатаны». Ну и занесло же нас. Сверяемся с картой. Мы на берегу озера Кобылино. Понятно, что на карте этой дороги нет. Место оставляет очень гнетущее впечатление, которое подкрепляется безумной тишиной царящей здесь. И мы не стали задерживаться в гостях у «сатаны», а отправились на поиски своего пути.

Мы ехали по бетонным плитам, стуча покрышками по стыкам плит. Как на поезде! Через некоторое время нашли нужную нам дорогу, которая представляла собой бетонку, шириной в три плиты. По этой дороге мы и покинули этот страшный объект. По обе стороны от этой бетонки располагался лунный ландшафт – это все что осталось от природы после варварской лесозаготовки. Не менее жуткое зрелище чем сам объект, от которого мы отъехали. Далее наш путь лежал через деревни Старина и Бель по удовлетворительному грейдеру до самого берега озера Шлино.

Озеро Шлино, действительно величественное и красивое. На его берегу стоят красивые дачи, словно маленькие замки. Но у нас уже нет времени любоваться этим озером и умывшись в нем, мы продолжаем наш путь.

Объезжаем озеро по западному берегу, далее, в деревне Заморино делаем поворот направо. Еще немного и мы, оставляя за собой шлейф пыли, подъезжаем к селу Жабны.

На въезде в село стоит маленькая, свежесрубленная часовенка с позолоченной маковкой.

Проехав ее, останавливаемся посередине села. К нам подходит старушка. Спрашивает, не к ней ли мы приехали. Мы объясняем, что просто ищем село, где родился преподобный Нил Столобенский. Старушка показывает на часовенку и рассказывает, что этой часовенкой отмечено место захоронения родителей преподобного Нила. Только говорит не мне вам об этом рассказывать, зайдите к батюшке, и показала на избу недалеко от разрушенного каменного храма. Когда мы подошли к избе, на крыльцо вышел пожилой, сухощавый человек в черной рясе. Поздоровавшись, он пригласил нас в свою избу, которая как, оказалось, является монастырским скитом. А этот человек в рясе отец Владимир, возглавляющий этот скит, который относится к монастырю «Нило Столобенская пустынь», что расположен на озере Селигер, недалеко от города Осташков. Вместе с монахом мы пошли в храм. Но не в тот старый и разрушенный, что расположен по центру села. А в храм, освященный прямо в деревенской избе.

Мы счастливы, что случай свел нас с таким интересным человеком, как отец Владимир. Долго беседовали с ним о самых разных вопросах.

Орлик

Из села Жабны мы по пыльной, песчаной дороге поехали в поселок Фирово. Из поселка Великооктябрьский, который расположен рядом с Фирово, идет асфальтированная дорога до Ленинградского шоссе. Но мы выбираем другую дорогу. И двигаемся по дороге, виляющей параллельно реке Цне. С дороги открываются очень красивые виды на эту реку. В одном месте на минутку останавливаемся, чтобы перейти через реку Цну по подвесному мостику туда и обратно. Мостик жалобно скрипит стальными тросами при движении по нему. А один трос, составляющий перила и вовсе оборван. Несмотря на это, мостик оказался вполне прочным и доставил нам массу удовольствия.

Еще немного и мы попали в Жданово, где выехали на трассу А111, по которой быстро добрались до Торжка, а далее, по ленинградке до Москвы.

Вот и все. Теперь об этом путешествии нам напоминает маленький, но очень звонкий, колокольчик, который мы привезли из этого замечательного края.

Очень подробно написанно и легко читается. Прям тоже сразу захотелось в мой любимый Валдай.