Путешествие через Евразию на мотоцикле. Часть 1, Магадан

      
Поднять/опустить
рейтинг отчета

Пролог

Идея, мысль - вот с чего начинается любое путешествие. Как и другие ценности, план должен обольстить, ослепить, автора - это хороший признак качества.

Через Магадан проходит 151-й меридиан восточной долготы. Здесь расположена самая восточная точка выхода автомобильной трассы к Тихому океану. Куда же отсюда можно было ещё придумать проложить маршрут экспедиции на мотоцикле, как не до противоположного края Евроазиатского континента – португальского мыса Рока.

Но кроме географического мотива было здесь ещё некое «зерно». Магадан - это место, имя которого произносили с трепетом, страхом или проклятием ещё поколение назад. Это полюс лютости, варварства и страданий 20 века. И вполне естественно было задумать протянуть из него ниточку на другой полюс - в Западную Европу, в страны зарождения великих ценностей, идей гуманизма, свободы, прав человека, на Родину первых Конституций и просветителей.

Долгое время этот план оставался мечтой, ибо требовал значительных финансовых ресурсов и свободного времени, выходящего за пределы нормального отпуска. Но к 2007 году вся мозаика моей жизни сама собой сложилась так, что я не только неистово захотел реализовать этот проект, но и мог его себе позволить.

Подготовка к путешествию. Что может быть более захватывающим? Это обязательно должно быть «великое» путешествие. Вы ставите задачу, занимаетесь оргмероприятиями, решаете десятки вопросов. Только «великое» заслуживает страстных усилий, горения, радости от самого процесса. И не важно, что из пункта А в пункт В можно быстро добраться комфортабельным транспортом. Вы ставите задачу своего путешествия: мера этой задачи, мера отпущенных вам средств и мера ваших усилий, вашего мужества могут оказаться, сопоставимы с усилиями Колумба в открытии Америки. Сопоставимыми могут оказаться и радость победы, утолённая жажда познания, полнота личных открытий.

В начале, когда безумная идея большого путешествия только родится в вашем разгорячённом воображении, она кажется весьма оригинальной. Но в ходе подготовки, изучения маршрута, блуждания по дебрям Интернета вы с удивлением узнаёте, что мир полон путешественников. Сейчас, и в каждую минуту они плывут на утлых плотах, на роскошных яхтах, летят на воздушных шарах и топают пешком через страны и континенты. Их много. Очень много! И нет такого уголка планеты, куда бы они ни стремились заглянуть. Они не агенты влияния и не шпионы иностранных разведок. Они не знают друг друга, но удивительно одинаково думают и поступают. Более того, путешествия по миру и путешественники - отнюдь не примета нашего времени. Они были, сколько существовал наш мир. Пилигримы, странствующие рыцари и просто бродяги. В какую только форму они себя не облекали!

В чём их функция, что толкает их бросить домашний очаг, семью, работу, собрать последние сбережения, а если таковых нет, то впроголодь пуститься в дальние края?

Они дивятся красотой дальних стран, примеряют на себя чужие обычаи и нравы, вкушают экзотические яства, гибнут на дальних дорогах от рук грабителей. Их маршруты густой сетью опутывают планету. Они видят нас, живущих оседлой жизнью, занимающихся своими важными повседневными и не очень делами, пишут свои книги, снимают фильмы, чтобы показать их нам. Мы смотрим на себя через зеркальные объективы их камер.

Путешественники становятся миссионерами, едва уходят за черту родного города. И судьями, - появляясь на пороге чужого селения. Они - инопланетяне, исследующие нас своими проницательными глазами. Можно ли думать, что всё это полная случайность? Блажь безумцев? А может, ими движет сила Рока, мотивы которого нам не дано понять? «Ведь если звёзды зажигают, значит, это кому нибудь нужно»!

Я буду говорить о путешествиях, а это слово отнюдь не тождественно туризму. Туризм - есть коммерческий, усечённый младший брат путешествия. В путешествии человек сам является автором идеи, целей и задач своего проекта. Он свободно выбирает маршрут и средства его прохождения. Он принимает на себя весь риск и ответственность за свои действия, не рассчитывает на опеку ни агентств, ни государственных структур.

Путешествие - это творчество. Оно отличается от туризма так же, как отличается создание произведения от его просмотра. Путешествие - это настоящая жизнь. Вся остальная жизнь на фоне его меркнет и представляется томлением и подготовкой.
Путешествие - это необыкновенное приключение, в содержании которого непредвиденные события, не управляемые вами. Оно способно сделать вашу жизнь невероятно счастливой.

Путешествие принято посвящать каким то большим памятным датам. Люди возлагают на них, как на буксир, утлую лодку задуманного мероприятия, объясняя и оправдывая смысл своего проекта. Я не стану пользоваться этим искусным приёмом. Читающий эти строки - мой единомышленник и союзник, которого незачем обманывать, выводя смысл путешествия из некоего другого события. Мой дорой читатель знает, что путешествие - это ценность. Одна из тех, которые не требуют объяснения и доказательств. Такие ценности есть, потому что есть человек. Поэтому путешествие есть само первопричина, которая может тянуть за собой шлейф других сопутствующих событий, а не наоборот.

В своём путешествии я, кроме физического перемещения через Евроазиатский континент, ставил ряд иных задач. Мне хотелось увидеть воочию, понять, найти ответы на вопросы:

1. Каково место Магаданской области, северных территорий, Дальнего Востока в России?

2.Такова ли Россия на самом деле, какой мы её себе представляем и какой её рисуют нам средства массовой информации?

3.Чем отличаемся мы, россияне, от европейских народов?

4.Как относятся люди из Западной Европы к россиянам?

5.Какие проблемы России я увижу в путешествии?

Ответам на эти вопросы мы и посвятим грядущие страницы.

Уже после возвращения в Магадан меня часто спрашивали, не страшно ли мне было одному отправляться в такой дальний путь?

В самом деле, примерно за неделю до наступления часа Х - старта экспедиции, когда его реальность уже отчётливо определилась со всей неизбежностью, была некая оторопь грандиозностью проекта. Если вы едете один, то еще до начала черпаете силы, решимость только в себе. Все остальные, как бы хорошо они к вам не относились и как бы близки не были, - это далёкие зрители. Вы знаете, что скоро окажетесь на пустынной дороге, и не с кем будет посоветоваться, ждать помощи, укрепиться в вере в принимаемых решениях. Но этот барьер растворится, как только вы заведёте свой мотоцикл и тронетесь в путь.

Что же касается проблемы криминала и безопасности одиночного путешественника, то я изучал опыт мотоциклистов, ездивших по этим дорогам, старался избегать самых опасных мест или, когда это было невозможно, проходить их, как можно меньше контактируя с непосредственными объектами опасности. Реально проблема безопасности не оказалась на первом месте. Главной угрозой на всём протяжении экспедиции оставалась опасность попасть в ДТП.

Зачем люди путешествуют?

Можно привести множество интересных занятий изобретённых людьми, но будет ли хоть одно из них обладать свойством, бесспорно быть признанным лучше путешествия?

Пусть ответ на этот риторический вопрос самостоятельно созреет в душе у читателя. Я для себя на него ответил. Как - расскажут эти страницы. А пока вперёд, по волнам глав и километров!

Магадан

Столица Колымского края провожала меня такой мрачной погодой, какую только можно измыслить. Третий день шёл холодный проливной дождь. Реки - вот что больше всего пугало меня. Ежедневно гуляя со своей любимой собакой Беткой по набережной, я с тревогой наблюдал, как вода в безобидной реке Магаданке прибывала, и бурный поток уже превращался в преграду, которую мне было не преодолеть на мотоцикле даже без груза. Это уже была не речушка, а полноценная река, доступная для сплава на лодке. А впереди по моему маршруту через восточную Якутию мостов не было. Всё предстояло форсировать вброд или на попутках. Воображение рисовало мрачные картины позорного провала экспедиции на самом начальном этапе Магаданской области и Якутии. Мотоцикл мог стать лёгкой добычей бурной реки, стоило ему упасть или черпануть воды в двигатель.

И вот «неожиданно» приблизилось 15 июня, ещё недавно казавшееся таким неопределённо далёким. Как, уже? Даже не верилось, что этот фантастический проект, остававшийся до сих пор только красивой мечтой, надо с завтрашнего дня реально воплощать в жизнь. Внутренний голос подсказывал: это - авантюра, ничего не получится, что ты делаешь!

«Глаза боятся, а руки делают».

Завтра - 15 июня. Сегодня с вечера я в отпуске. В Москве ждёт виза. Все друзья и знакомые знают, что 15 это день-Х.

Робкие вечерние надежды на прекращение дождя утром провалились. Льёт пуще прежнего. Ждать улучшения погоды? А если она завтра там, в Якутии, нормализуется, а я останусь в Магадане, на дистанции двух дневных переходов? Знатоки советуют - жди. В дождь на мотоцикле не ездят.

Решающими стали соображения того, что так или иначе в пути мне дождей не избежать. Я должен быть к ним готов. А если я готов, то почему должен откладывать экспедицию из-за первого магаданского ненастья?

Итак, еду, а там будь, что будет. Стану терпеть все тяготы.

Меня потрясающе провожали на Соборной площади преподаватели и студенты во главе с директором моей академии, где имею честь работать. Какие у них были горящие глаза! Я дурачился, они шутили мне в ответ. И вот я с флагом своей академии в сумке стартовал в 11 утра из города.

Холод и вода заполнили всю Магаданскую область. Меня спасал только немецкий дождевик. На подходе к посёлку Атка, за 160 км от Магадана, к моему изумлению пошёл снег. В душе было немое возмущение: - «Мы так не договаривались»!

Казалось, что природа играет против меня, нарушая все правила и законы. Я был готов к холодной погоде, к дождю, но снег - позвольте,- в Магадане тоже есть лето!

О сколько раз ещё в ходе моего маршрута всё будет происходить не так, как я себе это представлял!

Запомните, мой дорогой читатель: мы не видим, не ведаем своего будущего, мы рисуем его себе иным даже на самое ближайшее время. Искусство жизни заключается не в том, чтобы предвидеть опасности и угрозы на своём пути, а в том, чтобы достойно их встречать.
…Снег не стекает по стеклу, как вода. Хлопья липнут, их приходится сгребать зимней меховой перчаткой. Через секунды стекло покрывается слоем снега вновь. Мёрзнут руки, зябнет голова от проникающих ледяных воздушных струй. Белая пелена идёт зарядами. Чуть-чуть становится светлее, но впереди уже вновь надвигается беспросветная аморфная мгла. Я ныряю в неё без всякого энтузиазма с фанатизмом обречённого. В 14 часов от снегопада стало так темно, будто на дворе стоял поздний вечер. Я отчётливо видел конус света своей фары, сформированный бликами снежной пыли. Так длилось около 100 километров. Потом полегчало. А ещё через 100 км в меня ударилась первая муха. Правда, ещё сто километров она оставалась единственным полярным насекомым, встреченным на моём пути. Потом был комар - тоже один на протяжении ещё 100 километров.

Ах, с какой улыбкой я буду вспоминать через несколько дней этот ужас холода, изнывая под палящими лучами солнца!

Севера, севера… Мы уходим с нашего Севера, бежим, оставляя за собой разруху и металлолом. Нигде больше в России я не увижу столько брошенных многоэтажных домов, стёртых с лица земли посёлков, оставленных на произвол судьбы кладбищ.

Вот и остаётся за спиной родной Магадан. Это - целая страна.
Запустение. Наверное, так выглядят населённые пункты, по которым прокатилась линия фронта ожесточённой войны. Но здесь никогда за всю историю не было войны! А какая разница?

Всё можно объяснить. Можно объяснить, что при советской власти в эпоху безумия сталинского директивного хозяйствования Север осваивали, не считаясь с расходами и рентабельностью производства. Что только сейчас мы при переходе на рыночные принципы обращаемся к рациональному хозяйствованию, вахтовому методу работы горной промышленности, когда для производства не нужны такие большие посёлки, неподъёмны коммунальные затраты постоянных поселений. Мы идём к способам производства, нацеленным дать конкурентную продукцию.

Да, всё так. Только в истории, как и в остальной человеческой жизни, главное значение имеет конечный результат. А результат: мы уходим. С конца семидесятых годов, когда на территории Магаданской области (без Чукотки) проживало 270 тысяч человек, население сократилось к 2006 году до 175 тысяч. Мы, русские, покидаем территории, когда-то занятые нами, включённые в хозяйственный оборот.

Территория, как и многое другое, есть - ресурс. Не всякий народ может, даже обладая ресурсом, его освоить. Но от этого ресурс не теряет своей ценности. И тогда ждите претендентов. Придут другие, и хорошо, если они будут добры и культурны. Хорошо, если они не заберут эту бесполезную ценность силой, а выкупят её. Выкупят дёшево, ибо вы продадите за любую цену. Пока вы не можете сами извлечь из него пользу, всякая цена будет для вас подходящей.

И вот мы оказываемся не в состоянии освоить, переварить территорию, которую занимаем. Наши предки, те, чьё престарелое поколение ещё живо, могли пользоваться, занимать и развивать её, а мы нет! Что изменилось? Почему Аляска и Канада продолжают освоение и эксплуатацию своих Северов? Может, над Магаданской областью разверзся озоновый слой, и космическое излучение выжигает всё живое? Может, Северо-Восток Евразийского материка потрясают землетрясения и ураганы? - Нет! Изменилось одно. Народ. Территорию современной России населяет другой народ. Не тот, который выиграл Великую Отечественную войну. Не тот, который выращивал невиданные урожаи в период реформ Петра Столыпина. И даже не тот, который создал основу прорыва в космос в 61 году. Ветераны, которые помнят расцвет и строительство Магаданской области, могут плюнуть нам вслед. У них есть на это все основания.
Мы уходим, и не важно по какой причине: вытолкнутые ли армией противника, сдав ли свою землю за деньги, или вот так, как есть, бросая всё никому.

Смотри же Россия что случится с тобой завтрашним днём. Сегодня тебе нет дела до далёкого Магадана, до красавицы-Колымы, раскинувшей свои просторы на площадь 461 тысяч квадратных километров, что больше Франции. Но очень скоро может придти день, и раковая опухоль брошенных сёл и посёлков поползёт метастазами всё дальше и дальше на Запад, съедая тебя, как огонь. Так погибали великие государства. И это не дурное предсказание будущего. Это уже есть. Десятки брошенных посёлков Магаданской области это уже - начавшийся русский исход.

Но, мы, живущие в Магаданской области,- вовсе не самая худшая часть русского народа. Мы такие же, как и весь народ. Мы просто живём здесь, а внутренние болезни государств проявляются в первую очередь на окраинах.

Российская империя, Советский Союз. Представим себе, что волею судьбы Исландия или Новая Зеландия вошли бы в состав России, и там жило бы русское население. Каков уровень жизни был бы на этих территориях? Такой же, как на остальной территории России. Там были бы те же методы ведения хозяйства, те же технологии, те же средства производства, тот же характер и уровень потребностей, та же норма прибыли, такой же уровень квалификации рабочей силы. А если бы жителей этих островов спрашивали о причинах отставания от соседней Великобритании и, соответственно, Австралии, то они бы резонно объясняли проблемы производительности труда и качества продукции суровым климатом и удалённостью от центров мировой торговли и промышленности.

Так почему же так высок уровень развития производства и уровень жизни этих стран в реальности? Ответ очевиден: потому, что эти острова населяют потомки англичан, а не русских. Глупые народы всегда бедны.

При всей неотразимости такой логики выводов готовы ли вы с ней согласиться? Я не готов! Нет!

Действительно, многие из нас и глупы, и жадны, и ленивы. Но есть, есть в России много людей, которые не уступят англо-саксам ни в уме, ни в трудолюбии, ни в талантах. Есть, и их много. Они способны перевернуть мир, взнуздать страну, догнать и перегнать надменных лидеров прогресса. Именно они создавали первый спутник, атомную электростанцию, писали великие книги и симфонии. Весь вопрос в том, как устроить общество, чтобы такие пассионарии оказались на ключевых постах организационной, хозяйственной, политической, научной и культурной деятельности страны. Но здесь мы подошли уже к другой теме: политическому устройству.
Север со всеми его пустыми ли, не пустыми территориями, со всеми ресурсами, находящимся в его недрах, - наш. Нам нужны именно его ресурсы. По оценкам магаданских специалистов, стоимость минеральных ресурсов Магаданской области и прилегающего к её территории шельфа составляет 1,71 триллиона долларов США, что сопоставимо с валовым внутренним продуктом России производимым за год.

Должны ли мы жить на Севере? Отнюдь нет. Территории России хватит, чтобы расселить в её южных и средних широтах всех наших людей. Наше присутствие на Севере должно выражаться в освоении его ресурсов наиболее эффективными методами хозяйственной деятельности, созданием транспортной сети для этих целей. Присутствие на северных территориях России крупных городов со всей их социальной и коммунальной инфраструктурой приводит к удорожанию созданной в них продукции и мучению людей в суровых климатических условиях. Следствием является бедность проживающего на Севере населения. Всё это только подрывает наши позиции на этих территориях.

На Севере должны остаться лишь города, перерабатывающие местное сырьё, города – административные, снабженческие центры и транспортные узлы для обеспечения разработки недр вахтовым методом.

Конечно, в свободной стране любой, кто захочет, несмотря ни на что, может поселиться хоть за Полярным кругом, но ценой этой свободы всегда будет сверхвысокая стоимость жизни.
…Проезжаю знакомое место поворота с Колымской трассы в сторону, возле бывшего посёлка Мякит. Никаких табличек и указателей. Одно из самых страшных мест Колымы. Печально известный лагерь «Днепровский». Он ещё стоит. Многое рассыпалось в труху, но часть зданий, бараков и главное - колючая проволока - на месте. Кругом практически археологическая обстановка - древние развалины, мусор, обрывки колючей проволоки, остатки брёвен.
Сколько проработала эта изуверская машина? Лет двадцать. А потом всё рухнуло. Как это напоминает амбициозные претензии Третьего рейха на тысячелетнее будущее. Если бы сказать начальнику лагеря в конце 30-х годов, что через 20 лет здесь ничего не будет, он бы уж точно перешёл на зловещий шёпот и немедленно арестовал пророка за злостную контрреволюционную агитацию. Разминулись мы во времени. 60 лет назад здесь кипела «жизнь».

Если б могли меня увидеть те далёкие страдальцы в зыбком тумане 21 века. Я для них был бы далёким посланцем будущего. Только какого? Коммунистического? Да, наверно, для кого-то я был бы жителем победившего коммунистического послезавтра. Но не для всех. Всё-таки это был не Арбат. Это была Колыма, где ко многим приходила трезвость. Ещё сейчас в Магадане живёт человек, который в 1953 году вступал в колымском лагере в подпольную организацию - Демократическую партию России. Тайно изучал и прятал Программу. По сегодняшним меркам она не содержала ничего феноменального. Переложение ныне действующей Конституции со всеми нашими свободами, профессиональной армией, частной собственностью. Но это был не 93, а 53 год! Где можно было почерпнуть такой реализм, такую трезвость?

При всей своей очевидной для нас, нынешних, абсурдности марксизм-ленинизм имел достаточно хорошую внутреннюю логику, систему причинно-следственных связей, фактических обоснований. Протрезветь от магии его наваждения можно было далеко не просто и не сразу. И видимо Колыма давала возможность проветрить мозги от государственной пропаганды.

Сижу возле мотоцикла. Развёл небольшой костерок. Кипячу воду, попиваю заваристый чай. Да, окажись я сейчас у такого же костра на 60 лет в прошлом, за кого бы меня приняли? Конечно, за иностранца, что равнозначно шпиону. А если бы мне удалось объяснить им, что я из будущего то… Насколько же я уже не похож на них. А ведь нас отделяет всего 1-2 поколения. Оставим даже материальные различия. Японский мотоцикл, функциональная одежда, цифровой фотоаппарат, подробные карты, сотовый телефон. В принципе, ничего качественно нового для них в этих предметах нет. Всё - продолжение имеющегося. Мотоциклы были с начала 20 века, фотоаппараты тоже всем знакомы, сотовый - продолжение рации, только маленькой. Но ведь просто я сам другой. Я - житель свободной России. Еду на своём мотоцикле, ни у кого не спрашивая, никем не охраняемый, еду, куда хочу. Пишу письма и отправляю их по электронной почте в любой уголок мира.

Лагерь «Днепровский». Может быть, это враг захватил нашу землю, пленил наших людей и заключил их за колючую проволоку? Нет. Сами русские построили его, это место страданий и смерти для таких же русских людей. Построили с энтузиазмом, думая, что приближают время всеобщего счастья, думая, что это правильно, что это единственно возможно. А оказалось, что никакое счастье они не приблизили. Но лагерь построили. Какое прямое продолжение «Преступления и наказания» Достоевского! Раскольников тоже думал, что, убивая старушку, избавляет мир от никому не нужного паразита и приближает всеобщее счастье. Идея всеобщего счастья оказалась мифом, призраком, воздушным замком, вознёсшимся в его голове, а убийство реальностью. Идея рассеялась, испарилась, а трупы двух старушек остались.

Если бы мне удалось дельно рассказать, разъяснить, втолковать им, какой стала Россия в 21 веке! Мы жалуемся на нашу нынешнюю жизнь, сетуем на уровень благосостояния, на отставание от богатейших стран мира, но в какую пропасть я кричал бы в те 30-е 40-е годы! В какой пропасти мы были и из какого ада вышли! А как бы меня выслушал и понял (если бы выслушал и если бы понял) начальник лагеря? Ведь это был бы рассказ о трагическом тупике, в который шёл крупнейший народ. И этот лагерь, и все лагеря Колымы оказывались бессмыслицей и зверством. Многие из этих начальников лагерей глубокими стариками дожили до 91-го года. Бог дал им узнать и услышать и о делах их, и о результатах ещё на этом свете. Но теперь это были беспомощные озлобленные старики, не способные ничего изменить.

А если бы они узнали тогда? Не все из них были законченные негодяи и фанатики. Как там, у А.И.Солженицына: «Одно слово правды весь мир перетянет». Когда в 1989 году я прочёл «Архипелаг ГУЛАГ», то подумал, что, появись эта книга широким тиражом в 70-е годы, зашатался бы и рухнул коммунистический режим в СССР. Ибо злодейство может оставаться прочным только в обмане. Так и здесь в моей фантазии: расскажи я правду о будущей России на Колыме, поднялся бы ГУЛАГ и смёл красную чуму в области. Не зря же призрак контрреволюционного восстания витал все 30-50-е годы в оперативных делах колымских чекистов. Мерещилось им такое восстание, с полным уничтожением советской власти в Магадане. Боялись.

Часть: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18.




С нетерпением жду продолжения!

>>Это полюс лютости, варварства и страданий 20 века. И вполне естественно было задумать протянуть из него ниточку на другой полюс - в Западную Европу, в страны зарождения великих ценностей, идей гуманизма, свободы, прав человека, на Родину первых Конституций и просветителей.

начал плеваться и дальше читать не стал.

Я тоже не совсеми мыслями и взглядами господина В.В.Кулакова согласна. Меня привлекает само путешествие и описание того, что он видел на своем пути.

Блин, Бобус, как ты сам себя зашориваешь. Скоро совсем тебе читать нечего будет, кроме трудов Макиавели :) Плюнь ты на то, что товарищ про политику и мироустройство вещает, просто наслаждайся путевым рассказом, дальше ведь все интереснее и интереснее.

Сервис центр ремонт моноблока lenovo. . Выбор кондиционера для квартиры www.refkomplekt.ru. . http://transbus.by/ москва-витебск автобус, расписание междугородних автобусов.