Экспедиция на Тихвинскую водную систему

Поднять/опустить
рейтинг отчета

Удивительная, полная сюрпризов и приключений, получилась на сей раз наша «ик-спедиция». Поехав туда, не зная куда, мы нашли все, что запланировали, и даже немного больше. Попробую-ка я Вам поведать, как это было...

В 19 веке существовало три главных водных системы, соединяющих реку Волгу с Балтийским морем – Вышневолоцкая, Тихвинская и Мариинская.
Тихвинская водная система включала в себя восемь рек, четыре озера и искусственные каналы – р. Неву до устья Обводного канала в Санкт-Петербурге, канал императора Петра I, канал императрицы Марии, р. Сясь, участок р. Тихвинки от впадения ее в р. Сясь до Киевского шлюза, включая последний, оз. Лебедино и Крупино, канал между ними, канал между оз. Крупино до р. Валчины, р. Валчину (до Нижегородского шлюза), оз. Сомино, р. Соминку, оз. Вожанское, р. Горюн, р. Чагодощу, р. Мологу до впадения в нее р. Чагодощи, р. Волгу от впадения в нее р. Мологи до г. Рыбинска.

Систему начали проектировать еще в 1712 году, однако строительство ее откладывалось несколько раз, в связи с нехваткой денег в казне. Строить систему начали в 1802 году. На строительство системы были согнаны крепостные крестьяне из разных губерний. Говорят, что шлюзы носят названия этих губерний – Новгородский, Смоленский, Пермский, Иркутский, Казанский и т.д. Путь открылся для судоходства только в 1811 году, хотя к этому моменту строительство еще не было завершено. Всего было построено 7 шлюзов и 50 полушлюзов. 1819 по 1842 годы большинство полушлюзов были заменены шлюзами. Оставшиеся четырнадцать старых полушлюзов с 1872 по 1876 г. были заменены семью новыми однокамерными шлюзами шириною до 16 футов. Тем не менее система продолжала оставаться незаконченной. Причина состояла в том, что реки Сясь и Чагодоща в своем естественном состоянии представляли значительные неудобства для судоходства. Все это вызывало массу жалоб на несовершенство Тихвинского водного пути, с плохими бечевниками и полуразрушенными шлюзами, переустройства которых производились с десятилетними перерывами. Проектные изыскания и работы 1882 и 1885 гг. привели к тому, что в 1890 г. общее количество шлюзов увеличилось до 62.
Тихвинский путь стал самым коротким. По нему путь от Рыбинска до Петербурга составлял всего 924 км, тогда как по иным водным дорогам — значительно дальше: по Мариинской системе — 1143 км, по Вышневолоцкой — 1440 км. Кроме того, судоходство по Тихвинской системе шло в обе стороны, что нельзя было осуществить на Вышневолоцкой.
После того, как в 1851 году Петербург и Москву соединила Николаевская железная дорога, значение Тихвинской водной системы стало падать. Также этому способствовало и усовершенствование Мариинской системы. Тихвинской системе уже перестали уделять былое внимание. Многие шлюзы и плотины разрушались, система мелела, число проходящих судов стало постепенно сокращаться. В конце XIX века путь использовался только для местных перевозок, и то лишь на отдельных участках по высокой воде.
В настоящее время Тихвинская водная система находится в полном упадке. Немногочисленные останки шлюзов продолжают ветшать, зарастая травой и становясь все менее доступными для осмотра. 

Началось все в 7 утра, недалеко от славного и известного города Конаково. Несмотря на то, что набраться сил перед экспедицией практически не удалось, настроение было приподнятое, впереди нас ждали километры безпробочной дороги (думали мы). Как же все-таки тяжело выбираться из нашей столицы в предверии длинных выходных! Хорошо, что мы решили сделать это вечером, а не с утра пораньше. Итак, в путь – искать то, что осталось от глобального проекта Петра I – Тихвинской водной системы. Все 62 шлюза, построенные в 19 веке мы смотреть, конечно, не планировали, но как минимум девять найти хотели. График был очень плотный – уже через два дня очень хотелось бы оказаться дома. Но не сложилось...

Ехали мы до Тихвина долго, впрочем, в первый день доехать до него так и не получилось. Пробки на Ленинградке стояли везде – сначала до Эммауса, потом пару часов проторчали на объездной Твери, по мелочи еще где-то, и напоследок в Вышнем Волочке. Надежда, что мы доедем хотя бы до А114 угасала с каждым часом, но настроение держалось.

Первую остановку было решено сделать на Валдайском острове у Иверского монастыря.
Давно мы не были в этих местах. Каково же было наше удивление, когда перед нами оказался совершенно преобразившийся монастырь. Реставрация практически закончена, изменилось все – башенки на монастырской стене приобрели очень даже светский вид, с флюгерами в виде ангелочков, на внутренней территории остался в лесах только главный Успенский собор, остальные обновленные сооружения сверкают на солнышке. Получилось очень нарядно и празднично, если немного прибрать территорию после строительной техники, то и не вспомнишь о том, что монастырь 17 века.

Но мы  в этих местах решили не задерживаться, впереди был еще длинный путь, поэтому быстренько посмотрев снаружи на монастырь, на теплоход Заря, идущий с острова в город Валдай, и слегка перекусив, мы двинулись дальше.

Съехав с трассы Москва-Санкт-Петербург, мы, наконец-то, буквально вдохнули полной  грудью – минимальное количество машин, не самый плохой асфальт и необыкновенно насыщенное голубое небо сопровождали нас вплоть до поселка Неболчи. Дальше началась грунтовка.

Вспомнили Тезу:

По пути ненадолго остановились в поселке Любытино. Здесь наше внимание привлекло сразу несколько объектов

река Белая (на тезке этой реки мы планируем оказаться осенью во время Конференции)

трактор 20-х годов прошлого века, установленный на постаменте в центре поселка

и огромный Успенский храм, построенный в 1832 году в честь победы над Наполеоном

Время между тем было уже четыре часа, и мы без остановок движемся в сторону автодороги А114, и примерно в шесть часов вечера выезжаем на нее в районе поселка Дыми.

Вот мы и на Тихвинской водной системе, в районе деревни Галично. Река Тихвинка протекает здесь буквально в километре-двух от трассы, и отрезок системы до Тихвина получается наиболее доступным, правда все-равно в основном пешком. Тут к нам присоединяются другие участники экспедиции: Сергей (известный в геокешинге как Soft) и его жена Маша. Транспорт у них, в отличие от нас, очень даже подходящий – MITSUBISHI L200. Благодаря ребятам, мы многое все-таки успели за этот день, несмотря на то, что он уже подходил к концу.

Первым мы решили осмотреть Псковский шлюз, находящийся почти рядом с деревней.
Шли примерно километр по лесной тропинке, ведущей прямо к шлюзу. Комары донимали, но сухой лес и теплая погода только способствовали прогулке.

Шлюз оказался именно там, где и должен быть, судя по топографической карте, взятой на сайте http://poehali.net. Слышен он издалека, поэтому поиски не затянулись и примерно через 10 минут мы были на месте. Представшая перед нами картина описанию не поддается. Делая догадки о том, как все было устроено и не выпуская из рук камеры и фотоаппараты, мы оказались полностью поглощены деревянным творением, которому уже почти 200 лет.

 

Когда-то по этим местам тянули суда бурлаки и лошади. Здесь проходил самый короткий путь от Рыбинска до Санкт-Петербурга. Система была самой совершенной – судоходство шло в обе стороны. Технический прогресс того времени поражает до сих пор, с трудом представляется, что можно было построить настолько сложную систему. Сейчас от этого не осталось практически ничего, пройдет еще немного времени, и всё останется только в памяти людей, на бумаге и фотографиях.

Под действием увиденного решаем не останавливаться на достигнутом и углубляемся дальше в лес. До следующего [b]Курского шлюза[/b] не очень далеко, ещё примерно полтора километра. Правда, тропинка в итоге потерялась, и пришлось пробираться самим. Но нас уже было ничем не остановить – не пугали надвигающиеся дождевые тучи, лосиные следы и болотистая местность.

Шли мы не зря – Курский шлюз, а точнее его остатки, сохранились лучше Псковского.

Все-равно, мы пока можем только догадываться, как все было устроено. Уже выбираясь обратно, заметили узкий канал – и похоже, собственно сам шлюз. По-крайней мере, увиденное лучше укладывалось в нашем воображении.

Вернувшись на А114, движемся в сторону Тихвина. Вскоре сворачиваем на грунтовку в сторону Полтавского шлюза. Наша машина тут уже не пройдет, пересаживаемся в кузов L-ки, и путь до Тихвинки преодолеваем уже на ней.

Берега Тихвинки становятся все более крутыми, уходить с каждого нового шлюза становится все тяжелее. Успокоительная песня порогов, вечернее солнце, необыкновенная по красоте река.

 

Тут же недалеко Харьковский шлюз.

Спешим обратно на трассу, решая все-таки посмотреть Смоленский шлюз и на этом на сегодня остановиться.
По пути делаем остановку в деревне Астрача, на окраине которой находится самый крупный в Бокситогрском районе мемориальный комплекс, сооруженный на непреодоленном немцами рубеже обороны советских войск. 

Рядом со Смоленским шлюзом сейчас находится база отдыха. Слегка расстроенные отсутствием места для стоянки на ночь, уставшие – ведь уже полночь, мы смотрим на подвесной мост, и даже не перебираемся на другую сторону Тихвинки, где вполне возможно что-нибудь сохранилось.

На сегодня впечатлений хватит. «Съемочное» время прошло, девственной и располагающей к прогулкам природы в этом месте уже нет, поэтому срываемся и едем за Тихвин, искать что-нибудь подходящее для ночлега там. Ничего толкового так и не нашли. Все-таки близость города дает о себе знать. Тихвинка в этих местах превращается в тоненький ручеек. Но делать нечего – выбираем полянку и готовимся к праздничному столу. Основное блюдо – геокаша (гречка с тушенкой). Потрескивающий костер, сытный ужин, вкуснейшие настойки надолго задерживают нас перед сном. Белые ночи – насколько же они сбивают с режима, кажется, что еще только вечереет, а оказывается, что уже светает. Не привыкшие к таким природным явлениям, мы расходимся спать только в начале третьего. Зато сон крепок и свободен от видений.

Продолжение следует...




Потрясающе! Спасибо за экскурс и отличные фото.